«1 рубль из городского бюджета гораздо больше влияет на детей, чем 1 рубль из республиканского бюджета». Что такое детские бюджеты и как с их помощью можно повлиять на жизнь молодых людей в Беларуси

75 лет назад ЮНИСЕФ был создан как Международный чрезвычайный детский фонд ООН. Организация нужна была, чтобы быстро реагировать на кризисные ситуации, из-за которых страдали дети. Поэтому долгое время основными направлениями работы ЮНИСЕФ были гуманитарная помощь, вакцинация, борьба с детской бедностью и недоеданием.

Помощь детям и их семьям в чрезвычайных ситуациях является неотъемлемой частью работы организации. Помимо этого, ЮНИСЕФ помогает странам совершенствовать предоставление помощи детям на системном уровне. ЮНИСЕФ вместе с партнерами работает над тем, чтобы достаточно государственных ресурсов было направлено на нужды и интересы детей.

Иногда государственные ресурсы не доходят до наиболее нуждающихся детей. Или управление госбюджетом может быть недостаточно эффективным, а в результате снижается качество и доступность здравоохранения, образования и других социальных услуг.

Когда страны инвестируют в детей, они инвестируют в будущее. Благодаря более здоровому и образованному поколению экономика страны растет более динамично. Например, на каждый доллар, который вы инвестируете в программы раннего развития ребенка возврат может достигать 13 долларов в перспективе. Точно так же, каждый доллар, который вы вкладываете в иммунизацию ребенка, принесет в будущем пользу в размере не менее 20 долларов.

ЮНИСЕФ в Беларуси и в других 190 странах помогает измерять государственные расходы на детей, анализировать эти данные и разрабатывать рекомендации, как тратить деньги на детей более эффективно: для реализации прав ребенка. Проект реализуется при поддержке Объединенного фонда ООН по Целям устойчивого развития.

Подробнее об этом мы поговорили со специалистом по социальной политике ЮНИСЕФ в Беларуси Андреем Зайцем.

Что такое «детский бюджет»?

Детский бюджет – это те средства, которые государство направляет на расходы, связанные с детьми и их семьями. Именно в такой формулировке – «детский бюджет» – нет одной статьи расходов в государственном бюджете. И это не только в Беларуси, но и в других странах.

ЮНИСЕФ помогает рассчитать детский бюджет и проанализировать его. С помощью методологии, разработанной с национальными партнерами для Беларуси, мы определяем, какие расходы в области социальной защиты, образования, здравоохранения и по другим направлениям касаются детей. В рабочую группу, которая занимается расчетами детских расходов, входят представители Фонда социальной защиты населения, НИИ труда, представители городов, дружественных детям и подросткам. 

Зачем нужны детские бюджеты?

С их помощью мы можем видеть, какие программы у государства приоритетные, а каким не хватает поддержки. И предложить меры, чтобы улучшить ситуацию.

Tак, мы можем вести мониторинг финансовых обязательств правительства по обеспечению прав ребенка в соответствии со статьей 4 Конвенции ООН о правах ребенка.

Мы в ЮНИСЕФ прекрасно понимаем, что нашей финансовой помощи для детских проектов будет недостаточно, если такие проекты не станут частью национальных программ и не будут обеспечены государственным финансированием в достаточных объемах. Например, ЮНИСЕФ реализовывал многолетний проект по развитию Центров раннего вмешательства по всей стране. И сейчас должен занять достойное место в государственных программах с финансированием и контролем эффективности. Чтобы работа велась и без участия ЮНИСЕФ.

Это непростая задача. Поэтому мы хотим разработать и предоставить национальным партнерам инструменты анализа расходов на детей.  Так государственные органы смогут принимать решения и управлять государственными финансами в интересах детей, особенно в интересах самых незащищенных групп.

Мы рассчитываем детский бюджет, анализируем пробелы (насколько хорошо согласованы приоритеты политики и расходы бюджета в интересах детей) и даем рекомендации, как эти пробелы устранить.

В Беларуси работа по детскому бюджетированию началась в 2018 году при активном участии Министерства финансов.  С этого времени на сайте Минфина регулярно публиковалась информация о финансировании социальной сферы, включая статьи детского бюджета.

Если кратко, то за это время мы добились того, что:

  • отчеты по расходам на детей стали публичными (их публикует Министерство финансов);
  • детские бюджеты (расходы на детей) начали обсуждаться в Парламенте.

Мы не считаем, что такая работа моментально изменит положение дел в масштабах страны. Но возможно улучшить ситуацию в отдельных городах. В Беларуси более трети своих расходов города и районы тратят на детей. 1 рубль из городского бюджета гораздо больше влияет на детей, чем 1 рубль из республиканского бюджета. Бюджет города или района – это школы, больницы, детские площадки, которые могут быть построены или отремонтированы.

Как работа с бюджетами происходит в городах?

Мы сейчас ведем проект по измерению расходов на детей для всей республики и отдельно по четырем городам, дружественным детям и подросткам, – Минск, Новополоцк, Борисов и Молодечно. Мы обсуждаем проблемы бюджетирования с местными властями. Как я уже сказал, городской бюджет гораздо больше влияет на жизнь конкретного ребенка, чем любой другой. 

Основной наш союзник в городах – Молодежные парламенты. Они во многих городах имеют вес, к ним прислушиваются. Мы хотим, чтобы ребята из парламентов участвовали в обсуждении бюджетов своих городов и районов.

Для участников Молодежных парламентов мы будем в ближайшее время проводить уроки финансовой грамотности, чтобы они понимали, как это все работает и как влияет на их жизнь. И чтобы все эти вопросы поднимали подростки, а не мы. Мы хотим только обучать их и модерировать работу, но чтобы все идеи исходили от молодежи. Их голос важен.

В дальнейшем работа с бюджетами и публичные финансовые отчеты будут обязательным условием для сотрудничества ЮНИСЕФ с городами, дружественным детям и подросткам. Возможно, мы будем больше поощрять города, которые хорошо справляются с задачей детского бюджетирования.