Как поддержать ребенка в кризисных ситуациях и пережить трудное время

Когда сталкиваешься с кризисной ситуацией, кажется, что невозможно подобрать слова и объяснить детям, что происходит. 
Мы собрали рекомендации для родителей: как вести себя с ребенком в чрезвычайной ситуации.

Как я могу защитить ребенка, когда мне страшно? 

Страх – естественная реакция на нестандартную ситуацию. И для родителей, и для ребенка. Сказать, что вы тоже боитесь – нормально. Так вы дадите понять, что вы проходите через это вместе. 

В такие моменты нужно давать детям возможность откровенно делиться переживаниями и разговаривать максимально честно. Дети хорошо считывают эмоциональные сигналы (выражение лица, язык тела и т.д.). Поэтому нужно стараться сохранять спокойствие и говорить с ними успокаивающим голосом.

Как самому взрослому стабилизировать эмоциональное состояние

  • снимите мышечное напряжение: поочередно напрягайте мышцы до предела, а затем расслабляйте. Старайтесь почувствовать тепло при расслаблении; 
  • если чувствуете дрожь в теле, не пытайтесь ее унять. Наоборот, усильте: потрясите руками, ногами, как будто стряхиваете с них воду; 
  • если есть возможность, выпейте воды, сядьте, примите удобную устойчивую позу, поставьте ноги на землю всей стопой; 
  • используйте дыхательные практики: глубоко вдыхайте воздух через нос, задействуя диафрагму ("дышите животом"). Затем медленно выдыхайте через рот. Главное правило – выдох должен быть длиннее, чем вдох (примерно в два раза). 

Как успокоить своих детей? 

Советы для детей дошкольного возраста

  • поддерживайте телесный контакт – возьмите на руки, обнимите, посадите к себе на колени; 
  • заверьте, что вы и другие взрослые его/ее не оставите и будете защищать;  
  • постарайтесь узнать о страхах ребенка, поощряйте делиться эмоциями: «Возьми меня за руку, если тебе страшно. Так я смогу узнать, что ты хочешь мне что-то сказать»;  
  • если есть возможность, предложите порисовать или поиграть. Если ребенок рисует или отыгрывает травматичное событие – добавьте позитивные элементы, например появление супергероя, которое приведет эту историю к безопасности; 
  • используйте воображение. Предложите ребенку представить, что над головой есть «зонтик», который защищает от страхов, тревог и невзгод. В течение 5-7 минут «подержите» за ручку «зонтик»; 
  • ребенку можно предложить надувать воздушный шарик или сдувать что-то (ресничку, пылинку, бумажку на столе, подуть на пальчик);
  • по возможности, помогайте ребенку соблюдать привычный режим;
  • дети могут возвращаться к поведению более раннего возраста (сосать палец, капризничать и т.д.). Будьте терпеливы с этим, это нормальная реакция на стресс.

Не допускайте, чтобы кто-то стыдил или критиковал детей, если они боятся, плачут или возникают регрессивные проявления – недержание мочи, желание посидеть на ручках, сосание соски или пальца. 
  
Советы для детей школьного возраста:  

  • позвольте детям рассказать, что они чувствуют;
  • расскажите про события, но используйте только понятную для возраста информацию. Избегайте деталей, которые могут напугать. Отвечайте на вопросы, даже если они вам кажутся глупыми или повторяются; 
  • делайте акцент на общей сплоченности и силе: «Очень много взрослых сейчас делают все для нашей безопасности»; 
  • поддерживайте тактильный контакт – обнимайте, гладьте, держите за руку; 
  • признайте чувства ребенка, говорите о них, дайте ему возможность выражать их любым способом – плакать, проявлять агрессию, грустить, замирать; 
  • пропишите правила безопасности, если даже на непродолжительное время ребенок остается один (не открывать дверь, кому звонить и что делать, если родителей долго нет);
  • соорудите «коробочку проблем», куда ребенок может складывать записки о том, что его волнует. Перечитывайте и вместе находите ответы на вопросы. 

Советы для подростков

  • поддерживайте конструктивное стремление помогать другим. Помогите найти подходящие занятия, в которых они могут проявить свою силу и ответственность; 
  • скорректируйте чувство чрезмерной ответственности и вины: объясните, что действительно можно сделать, а что – нет. «Многие взрослые чувствуют себя так же, как ты, они раздражаются и винят себя в том, что больше ничего не смогли сделать. Но никто из нас не виноват в этом»; 
  • объясняйте прямо и честно: «Когда случаются такие события, все люди испытывают страх, гнев, выходят из себя и даже хотят отомстить и самим проявлять насилие. Такие изменения в мыслях и чувствах людей случаются часто. Сейчас тебе не верится, но через какое-то время мы все вернемся к нашей привычной жизни и взглядам». 

Нам пришлось покинуть дом. Как я могу объяснить это своему ребенку? 

Помните, что это нормально, когда у вас нет ответов на все вопросы. Если вам пришлось покинуть свой дом, признайтесь честно, что вы не уверены, собираетесь ли вернуться. Вы можете сказать своему ребенку: «Сейчас мы находимся вдали от дома. Но, пожалуйста, знай, что вокруг нас есть люди, которые изо всех сил стараются восстановить мир. И мы надеемся, что сможем вернуться домой, но не знаем, когда». 

Если нужно эвакуироваться, попробуйте разбить одно большое действие на маленькие: «сначала мы сложим вещи в рюкзаки, потом нам придется перебраться в более безопасное место».  

Нам пришлось разлучиться с близкими людьми. Что я должен/должна сказать ребенку? 

Пусть ваш ребенок знает, что близкий человек делает все возможное, чтобы вернуться к нему. Вы можете быть честны: у вас нет ответа прямо сейчас. Но вы используете любую возможность, чтобы узнать больше. И вы поделитесь информацией, как только что-то узнаете.  

Если возможно, постарайтесь звонить или писать сообщения другим членам семьи. Если такой возможности нет, пишите письма, которые можно будет показать или отправить позже. Вспоминайте позитивные истории, связанные с близкими. Ребенок должен чувствовать контакт с ними. 

Один из наших близких был убит. Как я должен/должна сказать про это своему ребенку? 

Если кто-то из ваших близких умер, самое главное – не скрывать правду и не оттягивать болезненный разговор. Желание защитить своего ребенка – естественно, но лучше быть честным. Используйте слова "умер/умерла" или "погиб/погибла", а не "уснул/уснула вечным сном", "ушел/ушла". Дети воспринимают все конкретно: если близкий "ушел", то рано или поздно вернется. 

Важно сказать детям, что они не виноваты, что так произошло. И подчеркнуть, что если близкий умер, это не значит, что они тоже скоро умрут. 
Дети переживают горе по-разному. Будьте готовы принять любую реакцию – от слез до агрессии. Возможно, он/она не примет сразу ваше объяснение, устроит истерику. Дайте время свыкнуться с этой мыслью и подождите, пока он/она будет готов поговорить с вами об этом.  

Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти, позвольте задавать их, и честно отвечайте, если знаете ответ. Или говорите: «Я не знаю». Разрешите вместе со всеми участвовать в ритуалах, обычаях и формах траура, принятых в семье, если ребенок захочет участвовать этом. Это не причинит ему вреда, а только избавит от мучительных фантазий. 

Ребенку старшего возраста можно посоветовать выплеснуть свои переживания в дневнике, письме, стихотворении. Признайте право ребенка на переживание, его чувства реальны и сильны. Скажите: «Я знаю, что ты чувствуешь. Он/она любил(а) тебя, и ты его/ее никогда не забудешь».  

Мы слышали много взрывов. Что я могу сделать для своих детей? 

Поговорите с ребенком честно, подбирая слова в соответствии с возрастом. Обсудите свои действия, если взрывы повторятся. Вы можете сказать: «Будут очень громкие звуки, которые мы услышим, и когда это произойдет, мы переместимся в безопасное место и останемся там на некоторое время. Когда звуки будут очень громкими и страшными, мы обнимемся и вспомним, как нам было весело вместе». Если у вас есть книга – читайте вместе.   

Что мне делать и как объяснить своим детям ужасное насилие, происходящее вокруг нас? 

Важно убедить ребенка, что это ненормальная ситуация, которая происходит крайне редко. И сейчас многие взрослые делают все для безопасности окружающего нас мира.  

Каким бы образом ребенок ни проявлял свои чувства и переживания – не нужно стыдить его. Также не укоряйте ребенка, если он весел, смеется и ведет себя беззаботно в то время, когда рядом кому-то плохо – это совсем не значит, что он не переживает внутри.   

Поддерживайте естественное стремление ребенка к игре и активности. Используйте воображение, мечтайте о том, куда пойдете и чем займетесь, когда все закончится. Вспоминайте приятные события, ощущения и образы. Даже в самые темные времена есть место для надежды.