Услышать мнение молодых людей. В Беларуси обсудили с подростками и молодежью вопросы, связанные с образованием

ЮНИСЕФ в Беларуси совместно с Министерством образования провел консультацию с более 100 молодыми людьми из разных регионов страны. Мы обсудили важные вопросы образования – цифровое обучение, получение навыков для жизни и работы, инклюзивные и безопасные школы и др. Консультация нужна для того, чтобы учесть мнение молодежи из Беларуси и представить его на Глобальном саммите по трансформации образования в рамках 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Для справки. Глобальный саммит по образованию – это уникальная площадка для диалога и сотрудничества в поисках решений актуальных проблем в области образования. Он помогает выработать механизм сотрудничества в области образования для достижения Цели устойчивого развития 4 (качественное образование). Цель саммита в этом году – радикальное изменение подхода к системам образования после пандемии COVID-19. Совещание будет посвящено 5 ключевым областям преобразований: школам, навыкам для жизни и работы, подготовке педагогов, цифровой трансформации и финансированию образования. 

Беларусь, как и другие страны-участники, внесет свои предложения и расскажет о национальных целях и ориентирах в области образования.
В 2022 году саммит пройдет 19 сентября в Нью-Йорке в рамках 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В большом зале 4 круглых стола. От одного к другому энергично двигаются подростки. «Маааша, быстрее, осталось 4 минуты, а мы столько еще не обсудили», – взбудоражено, но серьезно заявляет молодой человек в костюме-тройке.

Это, на первый взгляд, броуновское движение в зале на самом деле вполне упорядочено. Сейчас ребята обсуждают вопросы образования по методике «Мировое кафе». В непринужденной и расслабленной обстановке разбирают четыре главные темы. 1 тема – 1 стол:

  • инклюзивные, справедливые, безопасные и здоровые школы;
  • обучение и навыки для жизни, работы и устойчивого развития;
  • учителя, преподавание и учительская профессия;
  • цифровое обучение и трансформация.

Несколько человек за столом остаются на месте и собирают все идеи. Все остальные двигаются и дают обратную связь. Такая методика позволяет вовлечь в разговор каждого участника. И создать комфортную атмосферу открытости, непринужденности и психологической безопасности, когда можно говорить на равных.

«Знаете, сегодняшнее собрание – очень хорошая инициатива», – отвлекаем 14-летнего Фрола вопросами. «Взрослые в большинстве случаев не могут четко сказать, что нужно детям. И дети чаще всего не могут честно сказать, о чем думают. Полностью открыться при разговоре один на один с учителем, например. А здесь мы одна большая команда – из Новополоцка, из Гродно, со всех регионов (я сам из Бреста). И мы на самом деле можем высказаться. Я за это очень ценю ЮНИСЕФ – что есть такая возможность».

После общего обсуждение начинается самое интересное: молодые люди готовы поделиться результатами обсуждения. Все их предложения будут суммированы, проанализированы и представлены самими ребятами на Национальном круглом столе по подготовке к Саммиту по трансформации образования. В итоге часть инициатив войдут в сводный Национальный отчет, и голос молодежи из Беларуси будет услышан на Глобальном саммите.
Важно, чтобы мнение молодых людей в Беларуси учитывалось в разработке решений по таким вопросам, как образование, экология, психическое здоровье и многих других. Их голос – ценный ресурс. ЮНИСЕФ в Беларуси создает условия, чтобы подростки могли говорить о своих проблемах так, чтобы их слышали взрослые, которые принимают решения.

«Мне нравится принимать участие в мероприятиях, когда не один ты такой инициативный, а целый зал таких ребят», – делится 17-летняя Даша. «И все не просто высказываются и кричат о своем мнении, а цивилизованно общаются. Внимательно слушают друг друга, дают обратную связь. Редко можно найти такое скопление заинтересованных людей в одном месте. Чаще всего, это процентов 30-40 от собравшейся аудитории. А тут у всех горящие глаза, всем надо что-то сказать. Это вдохновляет».

  • Участники консультации отметили достижения в области образования, точки роста и предложили свои рекомендации. Самыми интересными рекомендациями от молодых людей мы делимся с вами ниже.
  • Усложнение учебной программы и увеличение объемов домашнего задания плохо сказываются на психологическом здоровье учеников. Поэтому нужно сделать психологическую помощь более доступной.
  • В Беларуси есть возможности для развития: общественные молодежные организации, сеть дополнительных образовательных услуг, спортивные, музыкальные и художественные школы. Но многим важным вопросам детей не учат. Например, финансовой грамотности и развитию предпринимательских способностей. Еще ребята предлагают уделить больше внимания профориентации: рассказывать о современных профессиях, актуальных в контексте устойчивого развития и «зеленой» экономики; организовывать экскурсии на предприятия и в университеты; делать встречи с молодыми специалистами, бывшими выпускниками школы, чтобы получать обратную связь и практико-ориентированные советы.
  • Нужно усовершенствовать систему работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи, активизируя взаимодействие учреждений образования с Национальным детским технопарком.

  • Нужно включать в образовательный процесс элементы геймификации, чтобы повысить эффективность усвоения материала и вовлечь участников в образовательный процесс.
  • Продолжить разработку предметных интерактивных лабораторий, предполагающих использование современных интерактивных средств обучения (мультибордов, интерактивных приставок, систем интерактивного опроса и др.).
  • Обеспечить доступность ИКТ и цифровых услуг для людей с особыми образовательными потребностями.
  • Повысить заработную плату педагогических работников за счет выплат специальных профессиональных премий за особые достижения, что будет стимулировать педагогов.
  • Отменить «несвойственные» функции учителя (сбор сведений, проведение опросов и др.).
  • Предоставлять педагогам творческий отпуск для написания учебных пособий или разработку методических материалов.
  • Предоставить возможность постоянного совершенствования межпредметных компетенций для последующей разработки стартапов, цифровых или исследовательских проектов совместно с учащимися.
  • Узаконить дистанционное обучение.

«Образование должно быть комфортным для всех сторон», – говорит 16-летняя Камилла после презентации идей своей группы. «То, что человек получает во время образовательного процесса, он сам потом внесет в окружающий мир, в людей, в профессию, в себя. На этом мероприятии мы высказались о своих впечатлениях и пожеланиях. Я уверена, что этот голос будет услышан».

Мы обязательно расскажем, какие идеи молодых людей попали в сводный Национальный отчет для презентации на Саммите.