Создать проект за 4 дня. Как методология UPSHIFT помогает молодым людям решать социальные и экологические проблемы

Сделать стометровую арку из девичьего винограда, установить фандоматы (автомат для сбора банок и бутылок для переработки) и интерактивные мусорки для сбора батареек, провести показ мод с платьями из пластика – эти и другие проекты на экологическую тематику создали подростки на интенсиве-практикуме ЮНИСЕФ в Беларуси и “Республиканского центра экологии и краеведения”.

Более 80 мальчиков и девочек, которые учатся в “зеленых школах” страны в июле собрались в Минске, чтобы пройти обучение по технологии UPSHIFT. 4 дня подростки при поддержке тренеров разрабатывали с нуля собственные проекты на экологическую тематику.

Технология UPSHIFT заставила меня пересмотреть мою картину мира”, – рассказывает Саша – волонтерка ЮНИСЕФ в Беларуси, которая несколько лет назад сама создавала социальный проект с помощью UPSHIFT, а потом прошла обучение и стала тренером. “Тогда я поняла. что все возможно реализовать. Теперь я хочу помочь ребятам, чтобы и они это поняли”.

UPSHIFT – это методология социального проектирования. Она учит выявлять, изучать и понимать проблемы в местных сообществах, а затем создавать результативные проекты-решения в форме продуктов или услуг. История UPSHIFT началась в 2014 году в Косово, и в настоящее время программа работает в 22 странах мира. 

С 2019 года ЮНИСЕФ в Беларуси проводит тренинги для молодых людей, чтобы помогать им развивать универсальные навыки, включая навыки решения проблем, критического мышления, креативности, эффективной коммуникации и лидерства; раскрывать потенциал через формирование у подростков и молодежи уверенности в себе, устойчивости и чувства собственной значимости; вовлекать их в жизнь своего города; развивать предпринимательство как набора навыков и образа мышления.

"UPSHIFT влияет не только на самих участников тренинга, но еще и на сообщества через проекты, которые удается придумать и реализовать", – рассказывает Мария Видевич, координаторка ЮНИСЕФ в Беларуси по вопросам подросткового развития. "Благодаря UPSHIFT меняется и отношение к самой молодежи – общество начинает видеть в ней проводника положительных изменений, а не источник проблем".

Нынешний тренинг впервые проходит исключительно по теме экологии, хотя и в прошлом участников UPSHIFT-тренингов интересовала эта тема. Так, например, в 2020-2021 году ЮНИСЕФ в Беларуси поддержал проект школьников из Борисова “Пластик+”. Ребята организовали сбор пластика, договорились о его переработке с местным заводом, который изготовил из собранного мусора антивандальные скамейки и урны. Так ненужный пластик приобрел вторую жизнь, а сама идея проекта родилась и была проработана на тренинге UPSHIFT.

В этом году участники создали 21 проект. Чтобы поддержать ребят в реализации, для самых ярких проектов мы выделим финансирование и менторское сопровождение. Рассказываем о некоторых проектах-победителях.

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ БАТАРЕЕК

Ребята из Гродно очень хотят донести до сверстников и людей постарше, почему батарейки нельзя выбрасывать вместе с другими отходами. “При попадании батарейки в почву ее корпус подвергается коррозии и выделяет тяжелые металлы, которые убивают все живое на расстоянии 20-40 метров квадратных”, – серьезно объясняет Лера на презентации.

Молодые люди планируют рассказывать о проблеме на классных часах в школе, выступать на диалоговых площадках, писать в соцсетях. Кроме того, устанавливать яркие мусорки для сбора батареек. 

Есть амбициозная идея сделать мусорки интерактивными. Для этого ребята хотят разработать игру для мобильных телефонов: главный герой попадает на загрязненный остров, и его задача очистить его, а затем и другие земли. Интерактивные мусорки будут частью игры. Если выбросить туда батарейки, высветится индивидуальный QR-код. И игрок получит по нему бонусы в игре: повышение уровня, монеты или что-то другое.

ПОКОРМИ АВТОМАТ МУСОРОМ

Школьники из Жлобина хотят решить проблему с мусором в лесах и возле озер в своем регионе. Для этого планируют купить и установить фандоматы – автоматы для сбора банок и бутылок. Пластиковые или стеклянные бутылки передаются в компании для переработки.

Люди, которые пользуются фандоматами, получают бонусы – скидки на товары или услуги. Ребята хотят договориться с транспортными компаниями, чтобы пользователи получали скидку на проезд в поездах и городском общественном транспорте. Первый автомат планируют поставить в Жлобине на пляже.

Кроме того, подростки хотят сформировать волонтерские отряды и регулярно собирать разбросанный мусор в лесах и возле водоемах в своем районе.

КРЫШЕЧКИ ОТДЕЛЬНО

Подростки из Гродненской области предлагают установить мусорки для сбора пластиковых крышечек. “Дело в том, что крышки лучше перерабатывать отдельно от бутылок”, – с запалом рассказывает Лиза. “Крышка состоит из  пластика, который действительно хорошо перерабатывается. Мы хотим сделать так, чтобы люди узнали о такой проблеме и собирали крышечки отдельно”.

Первые урны ребята планируют установить из переработанного пластика – из крышечек, которые они уже собрали. 
Чтобы привлечь внимание к проблеме, подростки собираются устроить модный показ. Только вместо стандартных тканевых нарядов будут костюмы из материалов, которые можно переработать. Все наряды после показа отправятся на переработку. 

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ

Молодые люди из Гомеля хотят создать уникальный для Беларуси арт- и экопроект. Сделать 100-метровую “живую” арку над железнодорожным мостом, чтобы снизить выбросы углекислого газа возле самого загруженного участка дороги в Гомеле. С помощью арки ребята надеются позаботится и о пешеходах – сделать тень, чтобы там комфортно было ходить.

Ребята тщательно выбирали растение, которое подойдет для арки. Остановились на девичьем неплодоносящем винограде: его не нужно убирать на зиму, как, например, плющ. Для того, чтобы получился мост, винограду нужно расти полтора-два года.

Уже осенью участники расскажут о предварительных результатах реализации своих проектов и решении выбранной экологической проблемы.