"Не бывает плохих детей. Есть дети, которым плохо". Как арт-терапевтические группы помогают справиться с психологическими проблемами

Родители 9-летнего Саши* привели сына в группу арт-терапии, потому что Саша “стал агрессивным, перестал слушать учителей, часто ругался с детьми в классе”. Родители 6-летнего Артема* – “чтобы стал спокойнее”.  

“Это могут быть и эмоциональные сложности, и тревожность, и агрессивность, и стресс”, – рассказывают психологи Республиканского центра психологической помощи БГПУ (РЦПП), которые проводят занятия по методу “Серийное рисование”. “К нам приходил ребенок, который потерял маму. Приводили детей после развода родителей. Причины для обращения очень разные”. Арт-терапия помогает разобраться, что на самом деле беспокоит ребенка, и как ему или ей можно помочь. Почитайте подробнее, как работает метод, есть ли результаты после занятий и кто может прийти на арт-терапию в РЦПП. 

*имена детей изменены по соображениям конфиденциальности. 

В прошлом году за психологической помощью детям в РЦПП обратились 2746 родителей. При этом многие мамы и папы боятся идти на индивидуальную классическую семейную или детскую психотерапию.  

Чтобы предоставить родителям альтернативный способ помощи детям и заботы о их психологическом здоровье, ЮНИСЕФ в Беларуси в 2020 году в рамках проекта «Безопасное пространство» организовал обучение белорусских специалистов по программе экстренной психологической помощи детям, которые испытывают стресс и тревогу. В программу входит и метод серийного рисования. 

Тренерами выступили международные эксперты, которые уже несколько лет таким образом помогают детям снизить тревожность и уровень стресса. После обучения эксперты поддерживают белорусских психологов через супервизии, чтобы метод прижился на практике и на самом деле работал. На встречах можно обсудить вопросы, которые появились после старта занятий. За два года белорусские психологи хорошо овладели методом и могут делиться опытом с другими специалистами. Так психологической помощи детям будет больше: арт-терапию смогут проходить дети в разных регионах в Беларуси. 

Сейчас активнее всего метод серийного рисования используют специалисты РЦПП. С момента старта занятий в 2021 году арт-терапию прошли около 50 детей 6-9 лет. 

“Серийное рисование” – экологичный и безопасный способ работать с детьми и родителями. “Это хороший способ отреагировать на негативные эмоции и те события, о которых дети не могут говорить, – объясняет Ольга Матюхова, начальник РЦПП. – Но они могут рассказать на бумаге. Мы не спрашиваем напрямую о проблемах. Если оказывается, что проблемы серьезные, то мы оставляем ребенка в терапии”. 

Метод серийных рисунков и рассказов – это методика, которая включает в себя и диагностику, и терапию. С помощью рисунков дети самовыражаются и выплескивают негативные переживания. Цель проекта – поддержать детей через создание серии рисунков и рассказов при индивидуальном сопровождении педагога-психолога во время группового занятия.  

“Дети своим “нежелательным для взрослых” поведением “говорят” о том, что им плохо, – рассказывает Ольга Матюхова. – Когда, по словам родителей, ребенок начинает без явной причины  агрессивно себя вести, он так может “разговаривать” с родителями. Негативное поведение – не равно плохой ребенок. Не бывает плохих детей, бывают дети, которым плохо. Значит, не удовлетворены базовые потребности ребенка в любви и заботе. У детей недостаточно опыта, чтобы проблему решить самим. Нужна помощь понимающего взрослого”.  

Минимальное количество занятий в проекте “Серийное рисование” – 8. Задача психологов за время занятий – сформировать доверительные отношения. 

“Одно и то же место, одни и те же взрослые, одни и те же материалы создают ощущение безопасности, – рассказывает Алеся Злоцкая, педагог-психолог РЦПП. – Чтобы его создать, 1-2 встреч недостаточно. Первая встреча у детей всегда сопровождается тревогой. Потом уже они знают, куда приходят, знают, что к ним хорошо относятся. Никогда не осуждают и не критикуют, даже если испачкались или разлили краску. В таких условиях дети расслабляются, и есть возможность выходу удержанных эмоций и переживаний, которые психика не может переработать. Могут быть и более длительные встречи – это определяется индивидуально”. 

Каждый ребенок на занятии получает свой бокс с материалами: альбом, краски, кисточки, стаканчики, палитра, карандаши. После завершения курса занятий набор можно забрать домой. “Это тоже создает дополнительное ощущение безопасности – никто не воспользуется красками, что-то свое в этом пространстве остается, и психолог это охраняет. Для детей это важно”, – комментирует Алеся Злоцкая. Наборы для творчества предоставляет ЮНИСЕФ в Беларуси.  

В процессе работы родители могут консультироваться с психологами по поводу развития и воспитания детей, делиться своими впечатлениями о происходящих переменах в жизни ребенка. 

Родители 9-летнего Саши рассказали, что Саша стал организованней и дома, и в школе. Он смог выплеснуть свои эмоции, и стал спокойней. Хотя сначала к занятиям родители относились со скепсисом. “Насторожил рисунок Саши с кладбища, с крестами и зомби, с разрушенным домом, но в дальнейшем разобрались, почему так произошло, обсудили это со специалистом”.  

Мама 6-летнего Артема до занятий думала, что у сына есть проблемы. ”Но они перестали казаться такими уж сложными. Я увидела моменты, которых раньше не замечала. Занятия сблизили нас с сыном, создали общность. Мы все обсуждали. Он заинтересовался рисованием. И мы пошли в художественную школу, очень творческую мастерскую. Положительные впечатления от общения с психологом. Получила информацию об эмоциональной сфере, и сама теперь работаю в нужном направлении”. 

Записаться на занятия “Серийного рисования” в РЦПП могут любые родители, которых беспокоит состояние ребенка и его психологическое здоровье. Все занятия – бесплатные. Можно позвонить по номеру +375 17 300 1006, получить интересующую информацию и записаться на следующий набор.