Многомерная бедность: ключевые риски для семей с детьми и подходы в совершенствовании государственной адресной социальной помощи

12 ноября состоялся круглый стол по вопросам благосостояния семей с детьми и эффективной государственной адресной социальной помощи, организованный Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси при поддержке Объединенного фонда ООН по Целям устойчивого развития. В мероприятии приняли участие представители государственных органов и исследовательских организаций: Министерства труда и социальной защиты, Национального статистического комитета, Министерства финансов, НИЭИ Министерства экономики, НИИ труда. В ходе круглого стола обсуждался уровень жизни семей с детьми.

В Беларуси проживает 1266,6 тысяч домохозяйств с детьми. В свою очередь в этих домохозяйствах живет 4208,4 тысячи человек (45% населения страны) и 1857,7 тысяч детей до 18 лет (20% населения страны). По данным Белстата, в 2020 году доля детей, живущих за национальной чертой бедности (показатель ЦУР 1.2.1) достиг исторического минимума и составил 9,1%. Снижение показателя детской бедности происходит на фоне роста реальных доходов семей с детьми (в 2020 по сравнению с 2015 годом он составил 15%). Однако, сохраняется разрыв в доходах семей с детьми и без детей. В 2020 году семьи с детьми имели в среднем на 14,4% меньше располагаемых ресурсов по сравнению со средним показателем по стране. Благодаря ускоренному росту доходов многодетных семей их отставание от среднего уровня располагаемых ресурсов сокращается, но остается высоким – на 37%.  

В фокусе внимания участников круглого стола оказались и ключевые риски бедности, одним из которых является низкая заработная плата: по сравнению с семьями, где взрослые зарабатывают как минимум два бюджета прожиточного минимума, риск бедности повышается при наличии хотя бы одного низкооплачиваемого работника в 3,2 раза, а когда все работники низкооплачиваемые – в 30 раз. По сравнению с семьями с работающими взрослыми, наличие хотя бы одного безработного повышает риск бедности в 2,5 раза, если все безработные – в 4,7 раза. Большее количество детей в семье увеличивает шансы оказаться за чертой бедности. По сравнению с однодетной семьей риск бедности для 2-детных повышается в 6 раз, для 3-детных – в 20,7 раза, для 4-детных – в 69,7 раза. Если семья получает детские пособия, то это снижает риск бедности в 2,7 раза.

 

Показатель многомерной бедности дополняет концепцию абсолютной бедности, отражая депривации, с которыми ребенок одновременно сталкивается в таких ключевых измерениях как здоровье, образование, условия проживания и т.д. Команда ЮНИСЕФ в Беларуси презентовала на круглом столе результаты экспериментальной оценки показателя многомерной детской бедности как программного показателя достижения Целей устойчивого развития в области повышения благосостояния детей, а также результаты моделирования совершенствования государственной адресной социальной помощи семьям с детьми.

Так, стало ясно, что государственная адресная социальная помощь (ГАСП), расширенная в 2020 году для поддержания многодетных семей в условиях пандемии,  – эффективный инструмент по борьбе с детской бедностью. В исследовании ЮНИСЕФ было смоделировано, что выплата ГАСП малообеспеченным семьям с детьми в виде минимальной установленной суммы является одним из основных инструментов достижения цели 1 Повестки 2030 - сокращения детской бедности вдвое к 2030 году. Оценки показали, что затраты на достижение этой цели могут составить 0,3% ВВП ежегодно и самым эффективным источником финансирования может стать сокращение нетаргетируемых субсидий ЖКХ.

В ходе обсуждений участники круглого стола разделили приверженность основополагающему принципу повестки 2030 “никого не оставить в стороне”, помогая наиболее уязвимым в первую очередь. Необходимость сфокусировать внимание на детях, которые живут в условиях многомерной бедности, должна быть в приоритете. В первую очередь это 6,2% детей,  которые испытывают три и более депривации в области здоровья и питания, образования и условий проживания (Рисунок 1).

По своей сути концепция многомерной бедности отражает важность межведомственного взаимодействия, поиска решений на местном уровне, в том числе в городах, дружественным детям и подросткам. Было отмечено, что важная роль в снижении бедности отводится подходу ведения случая (case management) для семей в трудной жизненной ситуации. Первые шаги по пилотированию подхода в стране сделаны в предыдущие годы, а в 2021 году совместно с Министерством труда и социальной защиты подготовлен методическое руководство для специалистов Территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), проведено обучение сотрудников центров.

Таня Радочай поблагодарила Министерство труда и социальной защиты за усилия по совершенствованию государственной адресной социальной помощи в интересах семей с детьми. Госпожа Радочай напомнила о роли ЮНИСЕФ в поддержке правительств по всему миру при формировании политики, разработке и реализации программ социальной защиты: «Одним из мероприятий, от которого могут выиграть все партнеры при поддержке страны в достижении ЦУР, может быть описание системы социальной защиты с использованием международно признанного инструмента – базового инструмента для диагностики системы социальной защиты (CODI)».

Участники круглого стола согласились с необходимостью продолжить дальнейшую работу по совершенствованию ГАСП и оценке ее эффективности, с дальнейшей межведомственной работой с участием Белстата в области совместной валидации показателей и обновления измерений многомерной детской бедности для совершенствования программ социальной защиты следуя основополагающему принципу Повестки 2030 никого не оставить в стороне.

 

Материалы круглого стола

«Уровень жизни семей с детьми и ключевые риски бедности», Виктория Юодешко, Заведующая Центром социально-демографических исследований НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

«Мониторинг многомерной детской бедности как программного показателя достижения ЦУР в области повышения благосостояния детей», Владимир Валетко, Мониторинг и оценка. Старший координатор Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ)

«Результаты моделирования совершенствования государственной адресной социальной помощи семьям с детьми», Катерина Борнукова, Консультантка Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ)

Инфографика «Детская бедность и государственная адресная социальная помощь»

Краткий отчет исследования «Как налогово-бюджетная политика в Республике Беларусь может сократить детскую бедность более результативно?»

Методическое руководство для специалистов по социальной работе ТЦСОН по организации работы с семьями с детьми, направленной на предупреждение и преодоление трудной жизненной ситуации

Статистический обзор МИКС «Показатели Целей устойчивого развития»