В МИНСКЕ ОБСУДИЛИ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

По данным Национального статистического комитета, более 6 000 детей в Беларуси живут в интернатах и детских домах, из них 501 ребенок находится в домах ребенка[1]. В то же время, многочисленные научные исследования? говорят о том, что пребывание в интернатном учреждении приводит к серьезным негативным долгосрочным последствиям с точки зрения физического, психологического и эмоционального развития ребенка Каждые три месяца пребывания в подобных учреждениях ведут к задержке в развитии на один месяц[2].

 

Для того, чтобы обсудить международный опыт и выработать дальнейшие шаги по деинституционализации детей с инвалидностью в Республике Беларусь, 5 ноября состоялся Межведомственный круглый стол с участием докладчиков высокого уровня. Его организаторами выступили Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Министерство образования Республики Беларусь. 

 

Среди первостепенных направлений в работе по деинституционализации детей с инвалидностью определили необходимость формирования комплексной стратегии деинституциоанлизации и укрепление межведомственного взаимодействия, а также оказание социальных услуг семье на самом раннем этапе с целью укрепления ее потенциала и предупреждения разлучения с ребёнком. При этом, работа должна строится по технологии ведения случая с оценкой потребностей и вовлечением родителей. Также эксперты подчеркнули важность развития таких альтернативных форм устройства, как специализированные приемные семьи для детей с инвалидностью, необходимость развития инклюзивного образования и дальнейшая работа со стереотипами по отношению к детям с инвалидностью и их семьям.

 

Заместитель Министра по делам вынужденно перемещенных лиц из оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии Тамила Баркалая, Министр труда и социальной политики Северной Македонии Ягода Шахпаска и Министр образования и науки Северной Македонии Мила Царовска поделись результатами в области деинституционализации в своих странах, рассказали о сложностях и усвоенных уроках.

 

Международные эксперты Филипп Голдман (США) и Мариан Бакерманс-Краненбург (Голландия) представили результаты исследования «Институционализация и деинституционализация детей», включающие рекомендации по формированию стратегии в области деинституционализации на международном, национальном и региональном уровнях. Профессор Анди Билсон (Великобритания) подчеркнул важность вовлечения родителей на всех этапах работы с ребенком и семьей.

 

На круглом столе были также представлены промежуточные результаты Программы «Семья каждому ребенку» по профилактике институционализации и деинституционализации детей с инвалидностью в Гомельской области, инициированного ЮНИСЕФ в Бераруси и реализуемого МБОО «Поможем детям вместе» в партнерстве с Гомельским облисполкомом при финансовой поддержке Приорбанк, Райфайзен-Лизинг и Правительства Российской Федерации реализуют.

Напомним, что работа в сфере деинституционализации является программным направлением ЮНИСЕФ в Беларуси. Согласно международным документам, ратифицированным Республикой Беларусь, таким как Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов, ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

 

Материалы круглого стола доступны по ссылке:

https://unicef-belarus.lineupr.com/round-table-on-deinstitutionalization-of-children-with-disabilities/

 

[2] http://www.enil.eu/wp-content/uploads/2011/08/UNICEF_A-call-to-action_A4_web.pdf