Как помочь ребенку справиться с горем?

Когда умирает близкий человек, часто родственники из лучших побуждений скрывают от ребенка правду. Однако, ребенок чутко реагирует на состояние окружающих его людей, чувствует, что произошло что-то страшное и сам додумывает, что случилось.  Фантазии на эту тему могут оказаться очень травматичными для детской психики. Ребенок может решить, что он виноват в произошедшем, или почувствовать злость, беспомощность, отчаянье и страх, сильное ощущение пустоты и покинутости.

Очень важно, чтобы вы были в это непростое время вместе с ребенком и могли объяснить ему происходящее и честно ответить на его вопросы. Дети переживают горе каждый по-своему. Будьте готовы принять любую реакцию ребенка – от слез до агрессии. Возможно, он не примет сразу ваше объяснение, устроит истерику. Дайте ему время свыкнуться с этой мыслью и подождите, пока он будет готов поговорить с вами об этом.

 

Возрастные особенности переживания детьми горя в случае смерти близкого человека

До пяти лет дети не в состоянии понять значение слов «смерть», «навсегда» и поэтому думают, что тот, кто умер, может вернуться. Ребенок будет искать умершего человека, колебаться между отрицанием и принятием того, что произошло. В этом возрасте детям придется повторять, что тот, кто умер, ушел и не придет обратно, объяснять, что умерший человек больше не дышит, не может думать и не чувствует никакой боли.

Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти потому, что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна, что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает. В этот период дети понимают реальность смерти, но им трудно представить себе, что они или их близкие люди умрут.

К 10-12 годам дети лучше понимают, какие последствия несет за собой смерть, и больше думают о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом умирания и о несправедливости смерти. В этом возрасте детям, особенно мальчикам, часто бывает трудно показать свои чувства. Чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания, важно давать им точную информацию о смерти и поощрять задавать вопросы. Разговоры на эту тему дают возможность нового и более зрелого переживания и понимания смертного случая. Знание конкретных фактов поможет детям восстановить веру в жизнь.

Подростки. Реакции подростков на горе схожи с реакцией и взрослых, и детей. Взрослое мышление дает им возможность понимать, что смерть – это навсегда и нет смысла ждать возвращения умершего, однако сильный стресс подталкивает их к регрессу - возвращению по поведенческим реакциям в более ранний возраст. Подростков могут посещать мысли о суициде как желание воссоединиться с умершим.

 

Если ребенок надолго замыкается в себе, это может говорить о его трудной внутренней борьбе с тяжелыми мыслями и чувствами. Если к тому же ухудшаются сон, аппетит, результаты в школе – это повод, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

 

Сигналы опасности, на которые взрослые должны обратить особое внимание:

- деструктивные способы выражения гнева или агрессия дольше, чем шесть месяцев после утраты, отказ посещать школу;

- подавленное настроение, приступы паники, страх находиться одному;

- ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать;

- употребление алкоголя или наркотиков (характерно для подростков);

- избегание разговоров и даже упоминаний об умершем или о смерти;

- имитация симптомов его заболеваний;

- повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим.

 

Что нельзя делать родителям:

- Врать или давать слишком абстрактные объяснения произошедшему. Информация и разговор со взрослыми имеют решающее значение для того, как ребенок справится с горем. Чтобы доверие к родителям сохранилось, как можно скорее дайте ребенку максимально точную информацию;

- Говорить детям, что плакать и выражать свои эмоции стыдно. Важно, чтобы взрослые позволяли выражать любые чувства и объясняли, что чувствовать так, когда кто-либо умирает, естественно;

- Наказывать детей за гиперактивность, повышенную агрессивность, нестандартное поведение. Лучше покажите ребенку, как можно выражать в таких случаях свои негативные чувства (бить подушку, кричать в лесу или выбрасывать энергию в физической активности);

- Разлучать с собой и доверять другим людям заботу о детях без крайней необходимости. Это может усилить беспокойство детей, что их родители тоже исчезнут, дети в такое время особенно нуждаются в близости с вами;

- Мешать ребенку проигрывать драматическую ситуацию, устраивать похороны животных или насекомых, рисовать могилы или вещи умершего и т.д. Таким образом ребенок выражает свои чувства и старается осмыслить произошедшее. Обратите внимание, не свидетельствуют ли игры и рисунки вашего ребенка о чувстве вины;

- Запрещать смотреть на фотографии умершего, носить что-либо из его вещей с собой, спать с ними, посещать те места, где они были вместе с умершим, или его могилу. Если дети очень скучают, у них могут возникнуть такие желания, и это нормально.

 

Как вести себя родителям?

Помочь ребенку осознать горе. Дети, как и взрослые, постепенно приходят к пониманию реальности случившегося. Поэтому необходимо открыто и честно говорить о том, что произошло, давать конкретную информацию, объяснять, что умерший никогда не вернется. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти, позвольте ребенку задавать их, и честно отвечайте, если знаете ответ, или говорите «я не знаю». Внимательно прислушивайтесь к мыслям ребенка о том, что произошло. Расскажите о ритуалах, церемонии прощания, похоронах и дайте все объяснения, соответствующие возрасту ребенка. Разрешите вместе со всеми участвовать в ритуалах, обычаях и формах траура, принятых в семье, если ребенок захочет участвовать в этом. Это не причинит ему вреда, а только избавит от мучительных фантазий. На церемонии прощания ребенок обязательно должен быть рядом со взрослым. Можно предложить попрощаться с умершим, положив в гроб письмо или что-либо другое, имеющее значение.

Помочь ребенку выразить переживания, сильные реакции на горе. Ребенку старшего возраста можно посоветовать выплеснуть свои переживания в дневнике, письме, стихотворении. Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств, попытайтесь описать их. Тогда ребенку будет легче понять реакции родителей и свои, и легче выражать свои чувства и мысли. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Признайте право ребенка на переживание, его чувства реальны и сильны. Не следует произносить фразы типа: «Скоро этот пройдет». Скажите: «Я знаю, что ты чувствуешь. Он (она) любил(а) тебя, и ты его (ее) никогда не забудешь». Когда ребенок говорит о том, что он виноват в смерти близкого человека, не отмахивайтесь, не пытайтесь сменить тему разговора, поговорите об этих переживаниях, уверьте его, что ничего, о чем он думал или что он сделал, не привело к смертному случаю.

Отмечать вместе с ребенком все даты, связанные с жизнью умершего человека. Дети обычно испытывают сильную потребность вспоминать умершего, одновременно осмысливая случившееся. Вспоминайте вместе, сделайте фотоальбом, смотрите фотографии и видеофильмы, берите ребенка с собой на кладбище. Покажите, что печаль и тоска - естественные реакции. Объясните детям, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить добрую память о нем. Наши близкие живы в наших сердцах, пока мы помним о них.

Продолжать жить дальше с живущими и любящими тебя людьми. Сохраняйте заведенный в семье порядок, не разлучайтесь с детьми без крайней необходимости. Дайте ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы ему помочь. Говорите с ребенком о его страхах, развеивайте их, рассказывайте ребенку трогательные истории, покажите, что можно смеяться и улыбаться. Возвращайте ребенка к привычной жизни, к общению с друзьями, в школу или детский сад.