Как помочь ребенку справиться с переживаниями в ситуации болезни близкого человека

Детей обычно стараются оградить от информации о травмирующих событиях, тяжелых повреждениях, болезни близкого человека или насилии по отношению к нему. Однако, ребенок видит и чувствует по состоянию взрослых, что в семье что-то происходит, но ему ничего не говорят. Ребенок может почувствовать себя в этот момент одиноким в своих тревогах и переживаниях, исключенным из семьи.

Фантазии и домыслы ребенка в отсутствие информации могут даже превзойти реальные события и оказаться очень травматичными для детской психики, сформировать у ребенка чувство вины, страха и агрессии.

Например, маленький ребенок может подумать, что взрослый пострадал или заболел из-за его плохого поведения или даже нехороших мыслей. Такие мысли и чувство вины, незаслуженное и направленное на себя, разрушительны для психики ребенка. Заметить мнимое чувство вины можно по чрезмерно послушному и нетребовательному поведению ребенка, снижению обычной активности.

У детей также может появиться злость от непонимания происходящего, беспомощность, отчаянье и страх, что он или кто-то еще из членов семьи пострадает, заболеет или умрет, и ребенок останется один. Из-за этих переживаний ребенок начинает избегать определенных ситуаций, плохо спать, бояться темноты, оставаться одному, ему могут сниться кошмары.

  • Какая бы тяжелая ситуация или болезнь ни была, не стоит скрывать ее от детей. Обязательно поговорите с ребенком, объясните ситуацию и ответьте с учетом возраста на волнующие его вопросы. Маленьким детям достаточно сказать, что у родственника «бо-бо» и ему нужно полечиться.
  • Ваш разговор содержит послание: «Мы вместе, ты мне важен, поэтому я хочу быть с тобой открытым и честным. Я тебе доверяю!». Не позволяйте ребенку уходить в себя, помогите ему настроиться на новый ритм жизни семьи.
  • Но, в то же время, нельзя перегружать ребенка подробностями, делать из болезни семейный культ и подчинять ей всю жизнь семьи. Важно максимально сохранить обычный образ жизни детей и привычное взаимодействие с заболевшим родственником.
  • Совершенно нормально, если во время разговора родители демонстрируют свои чувства. Дети охотно выражают свои эмоции, когда видят пример родителей как подтверждение, что его чувство нормально и его не нужно скрывать. Не надо требовать от себя и ребенка сохранять мужество, но будьте внимательны, чтобы не превысить меру и не нагрузить ребенка собственными страхами.
  • Если в отношении близкого совершено насилие или произошел несчастный случай, важно убедить ребенка, что это ненормальная ситуация, которая происходит крайне редко, что сейчас вы находитесь в безопасности, и с ним и вами ничего не случится, что многие взрослые делают все для безопасности окружающего его мира.
  • Если есть возможность, навестите родственника в больнице. Но если человек в очень тяжелом состоянии, или в его теле много непонятных трубок, для маленьких детей это может оказаться травматичным и стоит подождать с посещением. Ребенок постарше пусть сам решит, хочет он навестить, или нет. Если хочет, заранее опишите, как выглядит палата, капельница, аппарат искусственного дыхания, чтобы вид непривычных вещей его не шокировал. Если же ребенок не хочет из страха идти в больницу, не нужно уговаривать или стыдить его.
  • Не укоряйте ребенка, если он весел, смеется и ведет себя беззаботно в то время, когда мама или папа болеют, – это совсем не значит, что он не переживает внутри.  Выражение скорби на лице никак не поможет больному, а вот детский смех как раз может оказаться заразительным и целительным.
  • Объясните маленькому ребенку, что некоторые изменения в жизни семьи все-таки произошли и его они тоже коснутся – например, нужно постараться не шуметь, когда больной отдыхает и быть готовым оказать посильную помощь, если в этом будет необходимость. Не стоит полностью ограждать его от проблем и забот семьи.
  • В то же время недопустимо перекладывать на ребенка весь груз ответственности за больного. Если семья неполная, и болен единственный родитель, важна поддержка со стороны других значимых взрослых: бабушки, дедушки, других родственников, учителей, соседей и т.д. Их задача в данной ситуации - дать возможность, кроме ухода за больным, заниматься ребенку своими детскими делами: гулять с друзьями, ходить в секции и кружки, играть и посвящать время любимым хобби.
  • Поощряйте желание ребенка заботиться о родственнике, если это возможно, но в пределах разумного – например, принести телефон, подать лекарство, воду, открыть или закрыть окно, поправить одеяло.
  • Не препятствуйте участию заболевшего в жизни ребенка и их общению: обсуждению уроков и отношений, книг, фильмов, игр и т. д. Если общение лично не возможно, помогите наладить связь через телефон, мессенджеры, видеочаты. Можно предложить нарисовать картинку, сделать поделку, написать письмо, чтобы передать в больницу.
  • По возможности укажите ребенку период времени, в течение которого может проходить лечение, и когда близкий человек сможет вернуться к привычному взаимодействию с ребенком – прогулкам, совместным играм и занятиям. Это поможет ребенку лучше сориентироваться.
  • Предупредите учителя в школе или воспитателя в детском саду, что в поведении ребенка могут быть перемены, дети часто стесняются говорить о происходящем дома и своих переживаниях. Адекватная поддержка будет обеспечена лишь тогда, когда они будут в курсе ситуации ребенка.
  • Проявляйте к детям внимание, не отгораживайтесь от их чувств и не обесценивайте их. Именно поддержка взрослых, беседы и неравнодушие быстрее всего помогут справиться ребенку с переживаниями и выйти из ситуации более сильным.